В феврале 2019 года в «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Король Лир» по пьесе Уильяма Шекспира. Режиссёр спектакля – художественный руководитель Мастерской – Евгений Каменькович
Первым спектаклем, сыгранным ещё студентами II курса актёрско-режиссёрской мастерской Петра Фоменко в ГИТИСе – была озорная, полная шуток и гэгов, весёлая и шумная, с лёгким налётом грусти рождественская сказка о любви, шекспировская «Двенадцатая ночь». Её поставил в 1990 году режиссёр-педагог курса Евгений Каменькович. Затем, в 2009 году Пётр Фоменко сочинил спектакль «Сказка Арденнского леса» по комедии Шекспира «Как вам это понравится», а в 2015 Иван Поповски снова поставил шекспировскую комедию – вызывающе театральный, завораживающий и искромётный спектакль «Сон в летнюю ночь».
Сегодня, спустя почти тридцать лет после премьеры «Двенадцатой ночи», Евгений Борисович Каменькович – художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» – не просто вновь обращается к творчеству Шекспира. Впервые в «Мастерской Фоменко» обращаются к шекспировской трагедии. К одной из поздних пьес Великого барда, горестной и безысходной, к трагедии без катарсиса и утешения, которую тем не менее называют «величайшим созданием Шекспира» – «Король Лир».
Несмотря на то, что в программке точно указывается место и время действия (Британия, IX век до нашей эры или 3105 от сотворения мира по Холиншеду), спектакль «Мастерской Фоменко» лишён историчности и бытовизма. Приметы времени условны для истории, смотрящей в вечность. Мир, который своим самодурством разрушает старый король Лир – мир без топографических и временных координат. Всегда. Везде.
Не о разделе страны, а о распаде естественных и общественных связей между людьми, о разобщении, о вере и безверии писал Шекспир. Ты тот, во что ты веришь. Но насколько зряча твоя душа и насколько слепы твои глаза? Куда тебя может завести твоя вера и что нужно, чтобы слепой прозрел. Мучительный и сложный путь от вопроса к ответу проходят и «впавший в глупость» Лир, и «кровавоглазый» Глостер. Трагедия короля, чья изуродованная властью душа, ослепляет разум звучит в унисон с трагедией Глостера, ослеплённого, но благодаря этому прозревающего душой.
Зачем глаза?
Я спотыкался и когда был зрячим.
Мы слепы в благоденствии; в беде
Мы прозреваем…
Также в унисон с темой веры и безверия звучит в «Короле Лире» тема власти. Власти уродующей, пробуждающей в человеке всё низменное. Жестокой, коварной, вожделенной, мстительной и мстящей.
Вот он, великий образ власти: повиновенье
псу, поставленному на должность.
В отличии от античной трагедии шекспировский «Король Лир» не обещает зрителям катарсиса. Трагическая ситуация здесь возникает не только со смертью героя, страдавшего много и сильно, но и когда добродетель не торжествует в финале. И тем не менее, хотя «Король Лир» не античная драма, в спектакле Мастерской есть свой Хор – это дебютирующие на сцене театра стажёры IV стажёрской группы. Их персонажи по большей части безымянны и безлики – герольд, гонец, рыцарь, стража – но они то зеркало, которое отражает поступки героев, то увеличительное стекло, что позволяет увидеть героев ближе и точнее.
«Король Лир» – это трагедия, не боящаяся полного знания о человеке; дающая возможность измерить всю глубину человеческих страданий и понять, что человек – благородное, а не низменное животное. Но путь к осознанию этого длинен и тернист.
Сценография – Александр Боровский
Художник по костюмам – Мария Боровская
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.